Главная   Россельхозакадемия   Состав совета   Новости   Нормативные документы   В помощь аспирантам   Полезная информация   Фотогалерея   Форум   Контакты  

Совет молодых ученых —

способствует расширению взаимодействия между молодыми учеными и специалистами Российской Федерации с целью обмена новыми знаниями, развития и реализации творческого потенциала в научно-технической, образовательной и общественной сферах.

Об утверждении Методики мониторинга и оценки результатов деятельности государственных научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации

03.11.2015

Приложение к распоряжению
                                                                                                                                      президиума РАН
                                                                                                                                      от 28 июля 2015 г. № 10104-561



МЕТОДИКА

мониторинга и оценки результатов

деятельности государственных научных организаций и

образовательных организаций высшего образования

Российской Федерации *)




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Методика определяет порядок мониторинга и оценки результатов деятельности государственных научных организаций, а также образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, независимо от их ведомственной принадлежности (далее - научные и образовательные организации) в целях выполнения функции, предусмотренной статьей 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1195 «О предоставлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах» и подпунктом «а» пункта 14 устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 589.

*) Далее - Методика

2. В настоящей Методике используются следующие понятия и определения:

мониторинг - процесс сбора, регистрации, хранения и анализа показателей оценки результативности деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности (далее - мониторинг), установленных для оценки результативности их деятельности, состав которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 161, а также дополнительных показателей оценки результативности, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) по согласованию с Российской академией наук (далее - РАН);

результат деятельности научной организации (научной и/или научно-технической деятельности) - зафиксированное в Единой государственной информационной системе учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - ЕГИС УР НИОКТР) Минобрнауки России описание результата фундаментального исследования, прикладного научного исследования (экспериментальной разработки) или поискового исследования;

результат фундаментального исследования - обладающее новизной знание, полученное в результате экспериментальной или теоретической деятельности, устанавливающее количественные и (или) качественные характеристики изучаемых объектов, событий или явлений, выдвижение новой или подтверждение (либо опровержение) справедливости ранее выдвинутой теории, гипотезы или идеи, а также созданные на основе нового знания экспериментальные (лабораторные) образцы объектов или процессов, зафиксированные в отчете о научной работе, а также на любом ином информационном носителе в форме монографии, статьи, научного доклада, научного сообщения и т.п.;

результат прикладного научного исследования или экспериментальной разработки - новый материал, продукт, процесс, устройство, услуга, система, конструктивное или технологическое решение, образец, а также метод использования такого новшества в общественной практике либо его дальнейшего совершенствования, соответствующим способом описанное и документированное в научном отчете, а также в виде способных к правовой охране или имеющих правовую охрану в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, секрета производства (ноу-хау) или единой технологии;

результат поискового исследования - новое знание, ориентированное на достижение практической цели и (или) решение конкретной задачи, полученное в результате фундаментального исследования, а также принцип, метод, способ, конструкция и (или) технология применения этого нового знания, полученные в результате прикладного исследования.

3. Целью мониторинга государственных научных организаций и научных организаций государственных корпораций является вынесение заключений РАН о состоянии и тенденциях их развития как в целом, так и по группам научных организаций, имеющих сходные цели, работающих в одной области науки и (или) осуществляющих деятельность в сходных условиях, а также выявление научных организаций, динамика параметров которых свидетельствует о существенных негативных процессах в них, и (или) находящихся в критическом состоянии.

Целью оценки результатов деятельности научных и образовательных организаций является вынесение заключений РАН о соответствии оцениваемого научного результата Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899, качества, научного значения и инновационного потенциала результата, а также соответствия примененных методов и технологии исследования современным требованиям.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Мониторинг деятельности государственных научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
технологические работы гражданского назначения, независимо от их ведомственной принадлежности проводится по трем направлениям:

мониторинг состояния и развития государственных научных организаций и научных организаций государственных корпораций в целом;

мониторинг основных и дополнительных показателей результативности деятельности групп научных организаций, имеющих сходные цели, работающих в одной области науки и (или) осуществляющих деятельность в сходных условиях;

мониторинг основных показателей результативности деятельности отдельных научных организаций.

2.2. Мониторинг проводится по наукометрическим показателям, получаемым РАН из Федеральной системы мониторинга результативности
деятельности научных организаций, выполняющих научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Рособрнадзора, а также из иных баз данных, содержащих информацию о состоянии научно-технической сферы России.

2.3. Обработка и первичный автоматизированный анализ наукометрических показателей осуществляется с помощью Автоматизированной системой учета результатов интеллектуальной деятельности РАН (далее - АСУ РИД РАН).

2.4. Результаты первичного автоматизированного анализа показателей передаются в экспертные комиссии (советы) отделений РАН для подготовки
заключения о результатах мониторинга деятельности научных организаций по соответствующей области и направлению науки.

2.5. Экспертные комиссии (советы) отделений РАН на основании представленных материалов подготавливают в части области науки, которую они курируют, проект решения Комиссии РАН по мониторингу и оценке результатов деятельности государственных научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации (далее - Комиссия) о состоянии и тенденциях развития соответствующих групп научных организаций, а также выявляют научные организации, динамика параметров которых свидетельствует о существенных негативных процессах в них и (или) находящиеся в критическом состоянии.

2.6. Итоговое заключение РАН о результатах мониторинга деятельности научных организаций к рассмотрению на Комиссии подготавливается подкомиссией по итогам мониторинга деятельности научно-технической сферы Российской Федерации.

Итоговое заключение, утвержденное Комиссией, направляется в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и Информационный аналитический центр «Наука» РАН для включения в доклад Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными.

3. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1. Реферативные описания результатов деятельности государственных научных организаций поступают из ЕГИС УР НИОКТР в АСУ РИД РАН и в соответствии с обозначенной в отчетной форме областью (направлением) науки передаются на рассмотрение и оценку в экспертную комиссию (совет) отделения РАН.

Результаты исследований, носивших междисциплинарный характер, могут быть переданы на рассмотрение и оценку одновременно в несколько экспертных комиссий (советов).

3.2. Экспертная комиссия (совет) отделения РАН определяет экспертов, в функцию которых входит  подготовка заключения о научном  результате.

3.3. При распределении  объектов оценки  (научных  результатов)  между экспертами   экспертная  комиссия  (совет) должны  принять  меры   для
обеспечения объективности рассмотрения и исключения конфликта интересов.

Для обеспечения объективности рассмотрения материалов и подготовки заключений по каждому объекту оценки (научному результату) проводится, как правило, не менее чем тремя экспертами.

Эксперты не должны оценивать результаты исследований, в которых они участвовали, а также исследований, осуществленных организацией, в которой они работают, либо работали менее пяти лет назад.

3.4. Оценка научного результата проводится экспертом по следующим разделам:

а) соответствие оцениваемого результата Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

б) соответствие оцениваемого результата Перечню критических технологий Российской Федерации;

в) оценка качества научного результата;

г) оценка научного значения результата;

д) оценка инновационного потенциала результата;

е) оценка современности методов и технологий исследования.

3.5. В   случаях, если реферативного описания результата  для вынесения   заключения недостаточно,  по решению п редседателя (руководителя)
экспертной комиссии (совета) отделения РАН  эксперт имеет  право получить  доступ   к полному тексту отчета о научном исследовании в порядке,
установленном Минобрнауки России и РАН.

3.6. Оценив научный результат, эксперт заполняет  форму  оценки   (приложение 1 к Методике)  на сайте АСУ РИД РАН,  подписывает  бумажную
копию этой оценки и передает ее в экспертную комиссию (совет) отделения РАН.

3.7. В случаях, е сли качество научного  результата  вызывает  сомнение,   экспертная комиссия (совет) отделения РАН имеет  право  обратиться  в
Экспертный  совет   РАН  и  (или)  федеральный орган  исполнительной  власти   или государственную корпорацию, в ведении   которых  находится
соответствующая государственная научная организация, с предложением о проведении углубленной экспертизы научного результата, в том числе путем проведения повторного исследования.

3.8. Итоговое  заключение  о  научном  результате  на  основе  заключений   экспертов подготавливается и рассматривается экспертной комиссией
(советом) отделениями РАН (приложение 2 к Методике).

Итоговое заключение, утвержденное экспертной комиссией (советом) отделения РАН, рассматривается как официальное заключение РАН.

Итоговое заключение о результатах исследований, носивших междисциплинарный характер, готовится одной из экспертных комиссий (советов) по договоренности между ними.

3.9. Материалы  рассмотрения,  подписанные  экспертами,  протоколы экспертной комиссии (совета) отделения РАН, иные документы сохраняются
в делах экспертной комиссии (совета) не менее 5 лет.

3.10. Электронная  копия  итогового  заключения   о  научном  результате  передается из АСУ РИД РАН в ЕГИС УР НИОКТР.  В электронной   копии фамилии экспертов, проводивших оценку результатов, а также специалистов, подготовивших итоговое заключение, не указываются.

3.11. Сводные  доклады  о  проведенных  оценках  научных  результатов,  подготовленные  экспертными   комиссиями  (советами) отделений РАН рассматриваются и утверждаются Комиссией.

3.12. В сводных докладах экспертных комиссий (советов) отделений РАН отражаются:

а) общее количество научных результатов, оцененных экспертной комиссией (советом) отделения РАН за отчетный период;

б) краткая   характеристика  научных  результатов,  получивших   наивысшую  оценку  по  уровню  качества  и  научной  значимости,  с  указанием
наименования конкретной научной организации, где получен данный результат, и сведений о руководителе соответствующей работы;

в) краткая  характеристика  научных   результатов,   получивши х наивысшую оценку  инновационного  потенциала, с  указанием  возможных сфер применения результата, конкретной научной организации, где получен результат, и сведений о руководителе соответствующей работы;

г) информация  о  научных о рганизациях и руководителях  работ,  научные результаты  которых получили негативную оценку по уровню качества, научной значимости и (или) инновационному потенциалу;

д) оценка  современности  методов  и  технологий исследования, примененных в оцененных исследованиях, а также возможных причин отставания по уровню методик и технологий от мирового уровня, если такие случаи отмечены экспертами.

3.13. Сводные доклады экспертных комиссий (советов) обобщаются подкомиссией, курирующей соответствующие области наук, и рассматриваются Комиссией.

Комиссия на основании докладов подкомиссий подготавливает итоговый доклад о результатах оценки научных результатов государственных научных организаций, а также образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, независимо от их ведомственной принадлежности за очередной год, и не позднее 1 марта текущего года передает его в Информационно-аналитический центр «Наука» РАН для последующего представления в Правительство Российской Федерации.

3.14. Подкомиссия   по   корректировке  приоритетных   направлений    исследований,    объединению   интеллектуальных   ресурсов   и    научной
инфраструктуры  организаций  с  учетом  результатов  фундаментальных  и поисковых  исследований,  получивших   наивысшую  оценку по своему
качеству   и  научной значимости,   подготавливает    предложения   по    корректировке   приоритетных   направлений   и   планов   исследований,
объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций.

После утверждения Комиссией данные предложения передаются в президиум РАН.

3.15. Подкомиссия  по   введению   инноваций  в  хозяйственный  оборот  с   учетом    научных  результатов,  получивших  наивысшую   оценку  по
инновационному потенциалу, подготавливает предложения о возможных сферах и путях использования таких инноваций.

После утверждения Комиссией данные предложения направляются в заинтересованные органы государственной власти, государственные корпорации и (или) бизнес-структуры, а также в Информационный аналитический центр «Наука» РАН для включения в доклад Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными.

4. ПОРЯДОК УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Периодическая оценка результативности деятельности научных организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-
исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (с учетом последующих дополнений и
изменений),, проводится федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные научные организации, а также
государственными корпорациями.

4.2. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации ежегодно направляют в РАН перечень государственныхнаучных
организаций, подлежащих оценке результативности их деятельности в текущем году.

4.3. В АСУ РИД РАН по каждой государственной научной организации, включенной в указанный перечень, формируется общая сводка по результатам мониторинга и оценки результатов научной организации за отчетный период.

Данная сводка направляется в соответствующую экспертную комиссию (совет) отделения РАН для составления общего заключения РАН о деятельности государственной научной организации.

4.4. Заключение экспертной комиссии (совета) отделения РАН о деятельности государственной научной организации за отчетный период подписывается председателем экспертной комиссии (совета) отделения РАН и утверждается от имени РАН вице-президентом РАН, курирующим соответствующую область науки (приложение 3 к Методике).

4.5. Утвержденное  заключение  направляется  в  федеральный  орган   исполнительной  власти, государственную корпорацию, в ведении которых
находится государственная научная организация, для учета при оценке результативности её деятельности.

4.6. В  соответствии  с действующим   порядком оценки результативности   деятельности   государственных  научных организаций проект  решения
федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации об отнесении государственной научной организации к соответствующей
категории направляется для предварительного рассмотрения в Минобрнауки России, а его копия поступает в РАН.

4.7. Экспертная   комиссия  (совет)  отделения   РАН  рассматривает   указанный  проект  решения  федерального  органа  исполнительной  власти,
государственной корпорации и в том случае, если мнение РАН об оценке результативности деятельности данной организации учтено не в достаточной степени, то обоснованные замечания РАН направляются в Минобрнауки России.

5. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО МОНИТОРИНГУ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

5.1. Мониторинг,  оценка  результатов  деятельности   государственных   научных   организаций  и  проведение   экспертиз  осуществляются РАН в
пределах ежегодно формируемых государственных заданий и финансируется за счет средств, предусмотренных для РАН федеральным бюджетом.

5.2. Оценка   результатов  и   экспертиз,  осуществляемых   сверх   государственного  задания,  проводятся  на   основании  гражданско-правового
договора возмездного оказания экспертных услуг, государственного или муниципального контракта, финансируемого за счет средств заказчика.

5.3. Оплата экспертов осуществляется по установленным ставкам на основе договоров подряда, заключаемых между РАН и экспертом.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Настоящая Методика, а также все изменения и дополнения к ней утверждаются президентом РАН.



Главный учёный секретарь
президиума РАН
академик РАН    М.А. Пальцев
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Состав совета

Форма обратной связи

Наши контакты

Адрес:
601125, Владимирская обл.,
г. Покров
Телефон/факс:
+7 (49243) 62-125
© 2011 Авторские права защищены. Общественная организация «Совет молодых ученых»
Российская академия сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия)

При публикации любого материала, размещенного на данном ресурсе, ссылка на первоисточник обязательна!

Как распознать QR код?
Контакты QR